Телефон доверия: +7(72775) 7-20-30

Decrease font size Default font size Increase font size

rss1

О государственных закупках в Казахстане

Эффективная  система  государственных закупок  повышает  возможности  государства в регулировании бизнеса,  создавая   формы  воздействия системы  государственных заказов  на  экономику, стимулирующие ее развитие.  Это действенный способ как для государства, при выборе наиболее приемлемого метода удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика, при  получении заказа и шанса рекомендовать себя с лучшей стороны.

Закон РК «О государственных закупках»  регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилированными с ними юридическими лицами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении средств.

Согласно Закону «О государственных закупках» государственные закупки  осуществляются одним из следующих способов: 

  • конкурс;
  • запрос ценовых предложений; 
  • из одного источника; 
  • аукционы;
  • товарные биржи.

За исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Закона. Способ осуществления государственных закупок выбирается заказчиком без согласования с Министерством финансов РК. Обозначенные выше виды закупок могут проводиться посредством электронных государственных закупок в порядке, определенном правилами проведения электронных государственных закупок.

Открытый конкурс

Перед проведением открытого конкурса следует провести соответствующую подготовку и, прежде всего, понять - применим ли в данном конкретном случае открытый конкурс.

Открытый конкурс - основной способ закупки товаров и работ для государственных нужд. Это означает, что, если нет специальных обстоятельств, позволяющих применять другие способы закупки, товары и работы должны закупаться на открытом конкурсе. 

Открытый конкурс наилучшим способом позволяет реализовать основные принципы государственных закупок: эффективность, гласность, конкуренция. В нем могут принимать участие любые поставщики. Для привлечения максимально широкого круга поставщиков в широко распространенных средствах массовой информации публикуется приглашение к участию в процедурах закупки.

В то же время существуют обстоятельства, не позволяющие провести открытый конкурс или значительно снижающие его эффективность:

  • отсутствие конкуренции на сложившемся рынке (всего 3-5 поставщиков, которые могут поставить требуемую продукцию, и они известны заказчику);
  • объект закупки - консультационные услуги, технически сложные товары или работы (заказчик не в состоянии составить достаточно подробные технические спецификации или не считает это целесообразным, и в этой связи ему необходимо провести переговоры с поставщиками продукции);
  • небольшая сумма закупки (расходы на организацию и проведение конкурса значительно превысят выигрыши от получения выгодных условий поставки);
  • закупки продукции для нужд национальной обороны и национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну (ограниченный круг поставщиков; требования к секретности закупки);
  • срочные закупки (при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций).

В связи с вышесказанным, на этапе подготовки необходимо ответить на вопрос, не существует ли тех самых "специальных обстоятельств", которые не позволяют провести открытый конкурс. Также государственный заказчик определяет свои потребности в продукции, формирует заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

На подготовительном этапе проведения конкурса государственный заказчик решает вопрос об организаторе конкурса (кто именно будет проводить конкурс), и здесь возможны два варианта:

  • функции организатора конкурса берет на себя сам государственный заказчик;
  • функции организатора конкурса передаются третьему лицу.

Перед проведением конкурса организатор конкурса проводит весь комплекс подготовительных работ, включающий проведение маркетинговых исследований, подготовку необходимой документации. Наиболее важные документы (извещение, конкурсная документация) согласуются с заказчиком, если организатором конкурса выступает третье лицо

Закрытый конкурс

В закрытом конкурсе принимают участие только специально приглашенные для этого поставщики. Область применения закрытого конкурса:

  • закупки продукции специального характера, которая производится или распространяется относительно небольшим количеством поставщиков (обычно 3-5), или же небольшая группа поставщиков обладает специальными правами на производство или распространение закупаемой продукции;
  • объем закупки относительно небольшой, в связи с чем затраты на проведение сложных и длительных процедур открытого конкурса и оценку большого количества конкурсных заявок существенно превысят эффект от конкуренции между поставщиками-участниками открытого конкурса.

Осуществление закупки на закрытых конкурсах при закупках продукции специального характера в больших объемах требует согласования с уполномоченными на то органами государственной власти.

Уведомление о проведении закрытого конкурса должно быть направлено всем потенциальным поставщикам, у которых имеются в наличии закупаемые товары, работы и услуги, в срок не позднее, чем за один месяц до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе.

Данный вид государственных закупок осуществляются в случаях приобретения: 

  • товаров, работ, услуг для обеспечения правопорядка и национальной безопасности, когда требуется установление особого порядка проведения государственных закупок, обеспечивающих соблюдение режима секретности, а также гарантии
  • национальной безопасности Республики Казахстан; 
  • услуг, предусмотренных государственным социальным заказом
  • жилища, принадлежащего на праве частной собственности физическому лицу, не являющемуся субъектом предпринимательской деятельности;
  • товаров, услуг для проведения выставок, семинаров, конференций, совещаний, форумов, симпозиумов, тренингов;
  • товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты, и (или) сведения, составляющие служебную информацию ограниченного распространения, определенные Правительством Республики Казахстан;
  • специальных социальных услуг, предусмотренных гарантированным объемом специальных социальных услуг и услуг по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах.

Запрос ценовых предложений

услуги, спецификация которых не имеет для заказчика существенного значения, при этом решающим условием является цена, и всегда проводятся посредством электронных государственных закупок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на любые товары, работы, услуги, годовой объем которых в стоимостном выражении не превышает 4000-кратного размера МРП. При этом качество приобретаемых товаров, работ, услуг не является ключевым при определении победителя, а первоочередное значение имеет наиболее низкая цена.

Организатор государственных закупок не позднее 5 рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений, обязан разместить на интернет-ресурсе заказчика либо на любом другом интернет-ресурсе информацию:

  • о количестве товара, об объемах выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок, с указанием сумм, выделенных для государственных закупок;
  • краткое описание закупаемых товаров (с указанием технических условий), работ, услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • требуемые сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • о сроке начала и окончания представления потенциальными поставщиками ценовых предложений;
  • проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий.

Данная информация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно пункту 2 статьи 31 Закона организатор государственных закупок одновременно с размещением информации о предстоящих государственных закупках способом запроса ценовых предложений на интернет-ресурсе вправе направить не менее чем двум потенциальным поставщикам письменное приглашение к участию в государственных закупках. К приглашению должен быть приложен проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий.

Согласно пункту 4 статьи 31 Закона организатор государственных закупок не позднее одного рабочего дня со дня окончания представления ценовых предложений должен вскрыть конверты с ценовыми предложениями, сопоставить ценовые предложения и определить потенциального поставщика, предложившего наименьшее ценовое предложение. В случае если наименьшее ценовое предложение представлено несколькими потенциальными поставщиками, победителем признается потенциальный поставщик, ценовое предложение которого поступило ранее ценовых предложений других потенциальных поставщиков.

Отклонение ценового предложения

В соответствии с пунктом 7 статьи 31 Закона, ценовое предложение потенциального поставщика подлежит отклонению, только если:

  • оно превышает сумму, выделенную для приобретения данных товаров, работ, услуг;
  • если потенциальный поставщик не согласен либо предлагает изменить и (или) дополнить существенные условия проекта договора о государственных закупках;
  • потенциальный поставщик представил более одного ценового предложения.

Отклонение ценовых предложений по иным основаниям не допускается.

Заключение договора о государственных закупках

В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Закона Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений подписывает и направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, проект договора о государственных закупках. Проект договора о государственных закупках должен быть подписан потенциальным поставщиком, предложившим наименьшее ценовое предложение либо определенным победителем в течение пяти рабочих дней со дня представления ему организатором государственных закупок подписанного проекта договора о государственных закупках. Не допускается внесение изменений и (или) дополнений в существенные условия проекта договора о государственных закупках.

Закуп из одного источника

Государственные закупки способом из одного источника могут проводиться в соответствии со статьей 32 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" в случае, если:

  • у заказчика, закупившего товары, работы, услуги у какого-либо поставщика, возникает необходимость произвести у того же поставщика другие закупки в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией, работами или услугами;
  • государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися. Данное положение не распространяется на случаи, когда государственные закупки способом конкурса были признаны недействительными в соответствии с законами Республики Казахстан;
  • имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса и вступления в силу договора о государственных закупках;
  • принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 6 и 8 статьи 31 указанного Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках.

В пункте 1 статьи 33 Закона РК «О государственных закупках» указано, что при осуществлении государственных закупок способом из одного источника организатор государственных закупок направляет потенциальному поставщику письменное приглашение принять участие в государственных закупках. Таким образом, организатор государственных закупок самостоятельно определяет  потенциальных поставщиков для приглашения их к участию в  государственных закупках способом из одного источника, проведение которого осуществляется после несостоявшихся государственных закупок способом запроса ценовых предложений.

Чаще всего государственные закупки первоначально должны быть проведены способом запроса ценовых предложений и способом конкурса. Способом из одного источника закупки могут проводиться только в том случае когда, государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися, как указано в пункте 2 статьи 32 Закона "О государственных закупках".

Веб-портал государственных закупок

Веб-портал государственных закупок обеспечивает многовекторную  функциональность такую как: регистрация  и планирование государственных закупок, сбор информации о проведенных чего? и  проведение электронных государственных закупок, в том числе обмен электронными документами между заказчиком и потенциальным поставщиком, а также формирование статистики и отчетности по проведенным государственным закупкам, публикация разъяснений и нормативно-справочной информации в сфере государственных закупок.

Все вышеперечисленное должно служить снижению бюджетных расходов, созданию равных условий конкуренции среди поставщиков услуг, значительному сокращению бумажного документооборота, повышениютранспарентности и открытости процесса государственных закупок, а также создание равных условий конкуренции среди поставщиков продукции.

Для начала стоит ознакомиться с самой системой, являющейся платформой проведения госзакупок в Казахстане.  Веб-портал государственных закупок - это государственная информационная система, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам электронных государственных закупок.

Веб-портал государственных закупок обеспечивает следующую функциональность:

  • регистрацию участников процесса государственных закупок;
  • планирование государственных закупок;
  • сбор информации о проведенных государственных закупках;
  • проведение электронных государственных закупок, в том числе обмен электронными документами между заказчиком и потенциальным поставщиком;
  • предоставление информации о планируемых, проводимых и осуществленных государственных закупках посредством веб - портала государственных закупок;
  • формирование статистики и отчетности по проведенным государственным закупкам;
  • публикация разъяснений и нормативно-справочной информации в сфере государственных закупок;
  • представление и публикация сведений, включаемых в реестры государственных закупок.

Языком цифр

На веб-портале государственных закупок по состоянию на 16 мая 2013 года зарегистрировано более 160 000 пользователей, из них более 120 000 поставщиков, условная экономия от запуска проекта составила 176 млрд. тенге. Количество исполненных договоров на портале государственных закупок уже превышает 3 миллиона (3 323 562) на общую сумму 3,2 триллиона тенге.  Общее количество посетителей портала электронных государственных закупок -  58 млн.  человек, при этом из них более 6 миллионов абсолютно уникальных посетителей (6 178 954 человек). Не стоит забывать и о недобросовестных поставщиках, на сегодняшний день в реестр недобросовестных участников государственных закупок внесено 4 124 поставщика, из них 1 428 юридических лиц и 2 696 физических лиц.

Как это работает

Для участия в электронных государственных закупках требуется:

  • Получить электронные сертификаты в Национальном удостоверяющем центре.
  • Зарегистрироваться в качестве пользователя и зарегистрировать свою организацию в качестве участника веб-портала государственных закупок с ролью заказчика, организатора или поставщика.
  • Войти в систему по сертификату и принять участие в электронных государственных закупках.

Для участия в государственных закупках осуществляемых бумажными способами поставщикам не требуется регистрироваться на веб-портале. Подача заявок и ценовых предложений поставщиков для таких закупок осуществляется в бумажном виде.

Ниже представлены инструкции по работе в системе, как в лице организатора, так и в качестве поставщика:

  1. Инструкция организатора в модуле «ценовые предложения».
  2.  Инструкция организатора в модуле «конкурс и аукцион».
  3. Инструкция поставщика в модуле «ценовые предложения».
  4. Инструкция организатора в модуле «конкурс и аукцион».
Погода в Казахстане

ГУ «Аппарат акима Енбекшиказахского района»
040402 г. Есик,
проспект Жамбыла, 21 «а»
Тел.: 8(72775) 7- 20- 01
Факс: 8(72775) 7-20 - 01
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Об использовании материалов сайта

Наверх